УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Управление проектами представляет собой отдельно развитую область менеджмента со своей методологией, программными средствами, профессиональными знаниями, методами и инструментами. Инновационный опыт свидетельствует, что внедрение проектного управления позволяет сокращать затраты на производство до 15 %. Особенность проектного управления состоит в передаче прав, полномочий и ответственности за достижение целей проекта на одного человека – руководителя проекта. Его задача состоит во взаимодействии с заказчиком и проектировщиками, поставщиками и арендодателями, сотрудниками компании и другими внешними контрагентами. Руководитель должен обладать следующим набором профессиональных и личных компетенций:

знание процессов, этапов и инструментов проектного управления;

знание технологии строительных работ, проектно-сметной и разрешительной документации, ценообразования в строительстве;

знание основ современного менеджмента;

умение вести комплексные и проблемные переговоры;

При управлении проектом руководитель и его команда должны планировать, контролировать и управлять следующими основными этапами разработки и реализации проекта:

1. Подготовка проектного задания и управление интеграцией проекта. На первом этапе определяется цель и задачи проекта. На основании проектно-сметной документации, деловой переписки, протоколов совещаний, встреч с автором и аудиторией проекта определяются объемно-стоимостные показатели, специфика работ, способы производства, финансовые, технические, временные и другие ограничения и допущения. Здесь же проект сопоставляется со стратегией компании, ее политикой, текущей загруженностью и имеющейся ресурсной базой. Всю информацию собирает, обобщает и анализирует руководитель проекта.

2. Инициация. Это второй этап, необходимый для принятия руководителем решения о начале работ над проектом. Решение принимается на основании информации, полученной в ходе первого этапа и анализа условий контракта. Решение по проекту доводится до всех заинтересованных лиц.

3. Планирование. Данный этап начинается с составления проекта производства работ. В него входит график производства работ с данными о видах работ и их длительности. В графике отображаются предшествующие и последующие работы, исполнители (рабочие, бригады) и ответственные (производители работ), а также все необходимые ресурсы, способ и сроки их поставки. При такой детализации и еженедельном отчете о законченных работах мы имеем объективную информацию об отставании либо опережении плана-графика и состоянии проекта в целом. Созданная модель позволяет оптимизировать процесс строительства с учетом ограниченных финансовых, трудовых и материальных ресурсов. На этапе планирования должны быть оговорены дополнительные требования заказчика, а также используемые стандарты. Определены возможные риски, разработаны предупреждающие и корректирующие действия. Руководитель должен определить необходимые для управления проектом знания и умения, на основании которых формируется команда проекта, составляется расписание ее работы.Далее, используя все имеющиеся сведения, составляется подробнейший бюджет проекта.

4. Организация. Это окончательное утверждение плана и графика, структуры проекта, включая полномочия, обязанности и ответственность участников. Утверждаются сроки, формат и способ предоставления отчетности, информации по проекту. Раздаются рабочие инструкции и памятки. Также необходимо подготовить устав проекта и провести его презентацию для распорядителей и соисполнителей.

5. Управление и контроль. Это координация людей и других ресурсов. Взаимодействие с заказчиком по ключевым вопросам. Ежедневный контроль плана-графика, выявление и устранение проблем. В случае невозможности осуществить работы согласно плану происходит его корректировка, однако этого следует избегать. На этом этапе важнымявляется создание единого информационного поля и своевременная подача информации всеми участниками проекта.Обязательным для проектного управления является учет выполненных работ, дат начала и окончания операций, расхода всех видов ресурсов и документация. Также необходимо фиксировать результаты работ и информацию о ходе их выполнения, возникшие проблемы и методы их устранения. Все эти данные лягут в основу итогового отчета по проекту.

6. Завершение. Это последний этап. Уже должны быть выполнены все работы по проекту, завершены все мероприятия и оплачены соответствующие счета. Руководитель анализирует накопившуюся информацию и составляет итоговый отчет по проекту. Отчет включает в себя, помимо вышеперечисленного, оценку деятельности команды и партнеров проекта, рекомендации, усвоенные уроки и т. д. Проходит презентация для заинтересованных лиц, посвященная завершению проекта. Создается архив, в который входят протоколы совещаний, отчеты о ходе выполнения работ, изменения условий контракта, отчеты о поставках, приказы, распоряжения, чертежи, проектная документация, архивы переписки; протоколы задержки работ и т. д. Эта информация необходима для формирования базы данных, на основании которой происходит в дальнейшем анализ новых проектов и их планирование. К внедрению системы управления проектами следует подходить как к отдельному проекту, то есть необходимо четко сформулировать его цель и содержание, разработать и утвердить план внедрения и издать соответствующий приказ.Важным и очень сложным этапом является создание определенного стандарта проектного управления в конкретной организации. Это значит, что должна быть разработана и внедрена единая методология управления проектами на этом предприятии, т. е. каждый проект должен проходить одинаковые стадии; должны выпускаться одинаковые документы, которые, в свою очередь, должны базироваться на единой нормативно-справочной информации предприятия и иметь единую систему кодирования данных. Для реализации целей внедрения системы управления проектами на предприятии должно быть создано подразделение, которое будет разрабатывать методологию и соответствующийстандарт, контролировать их применение, обучать других специалистов предприятия. Следующим шагом должно быть создание архива научно-технической и справочной информации, а также иных данных (проектов и материалов для обеспечения деятельности специалистов методологического подразделения и в дальнейшем всех участников проектного управления). После этого назначаются и обучаются специалисты, которые будут задействованы в проектном управлении на предприятии. На сегодняшний день существует множество программ обучения проектному управлению, в том числе и корпоративных курсов, так что этот этап не является самым сложным. Основная проблема состоит в вероятности от торжения сотрудниками чего-то нового и непонятного. Следующим этапом станет подготовка менеджеров проектов, задачей которых будет организация людей для достижений целей, распределение ответственности между специалистами и общее руководство. Сформулируем основные роли менеджера проекта: